Учебники по экономике Структурная политика государства Структурная политика - составная часть государственной социально- экономической политики, выражающая отношение государства к структуре и структурным преобразованиям как одному из средств решения стратегических и тактических задач в экономике и социальной сфере. Структурная политика определяет цели, задачи, направления, а также механизм деятельности органов государственной власти в установлении оптимальных пропорциональных зависимостей и структурных связей между различными подсистемами и элементами в экономике в целом, ее сферах, уровнях, воспроизводственных стадиях и процессах. Государственная структурная политика находится в особой взаимосвязи с инвестиционной, научно-технической, промышленной и инновационной политикой и в значительной степени определяется ими. Изменение тех или иных структурных связей, экономических пропорций невозможно без количественных и качественных изменений основных компонентов каждого структурного элемента, а для этого обязательны инвестиции, инновации, межотраслевые связи, соответствующие происходящему в мире технологическому перевороту. В целом в современных условиях структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:

Понятие структурных сдвигов в экономике. Структурная политика РБ

Выход российской экономики из кризиса в большой степени связан с восстановлением инвестиционного процесса. Государственное регулирование инвестиционного процесса должно быть направлено как на активизацию источников накопления внутри страны например, реализация эффективной амортизационной и налоговой политики, поддержка развития институтов финансового рынка и т. Сущность инвестиции — это долгосрочные вложения средств и виды денежных, материальных , интеллектуальных инвестиций ценностей внутри страны или за границей в различные отрасли, предприятия, программы, отдельные мероприятия с целью развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов например, природоохранных, социальных и др.

Одна их часть — это потребительские блага, не используемые в текущем периоде, а откладываемые в запас инвестиции на увеличение запасов ; другая — ресурсы, направленные на расширение производства. Статистика инвестиций многих стран включает только материальные затраты и не учитывает вложения в знания, научные исследования, образование, что сказывается на объеме их расчета. В общем виде инвестиции представляют собой расходы на расширение и обновление производства, связанные с введением новых технологий, материалов и других орудий и предметов труда.

ИНВЕСТИЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины и оборудование, недвижимость и т.д.) для данного времени и фиксированного инновационного потенциала.

Тем не менее промышленная политика является отдельной, самостоятельной сферой в рамках экономической политики государства, использующей ряд таких инструментов, что и инновационная политика. Для стран со слаборазвитой экономикой характерна вертикальная политика, которая предполагает усиление конкурентных позиций за счет стимулирования отдельных отраслей и предприятий. На формирование приоритетов чаще всего влияет степень лоббирования. Льготы являются основным инструментом государственной поддержки.

В свою очередь горизонтальная промышленная политика направлена на создание равных условий для всех отраслей. Такая политика характерна для Европейского Союза. Это подразумевает такие институциональные преобразования, как приватизация, реформа монополий, поддержка малого бизнеса и т. В связи с этим, российский экономист Л. При этом в различных публикациях все же существуют расхождения и путанила по поводу соотношения терминов:

Спрос на услуги в разработке программного обеспечения будет возрастать как в связи с развитием процессов информатизации страны, так и развитием услуг по"офф-шорному программированию" - то есть разработку программного обеспечения по заказу зарубежных фирм, действующих в этой сфере. Развитие услуг в сфере образования и культуры несет очевидные положительные внешние эффекты. Опережающее развитие сферы услуг отражает тенденции постиндустриального развития экономики и неуклонного сокращения доли лиц, занятых в промышленном секторе экономики.

Деятельность консалтинговых фирм важна для распространения организационно-управленческих нововведений, обеспечивающих повышение гибкости производства и создание динамических факторов конкурентоспособности и экономического роста. Целесообразно осуществить программу мер по развитию консалтинговых услуг, предусмотрев:

поддержка инноваций и научно-технической деятельности, за счет Основные меры и инструменты реализации структурной политики в представителей государства формируются инвестиционные программы крупнейших.

Это видение закрепляется в нормативно-правовых актах и проявляется в практической деятельности государственных органов прежде всего исполнительной власти по регулированию социально-экономических процессов. Государственная структурная политика является частью системной экономической политики. Следовательно, ее можно рассматривать в качестве подсистемы, которая тесно связана и активно взаимодействуют с инвестиционной, научно-технической, инновационной, промышленной, аграрной, валютнофинансовой и региональной политиками государства.

При этом в совокупности государственных политик структурная занимает особое место. Оно обусловлено всеобщностью устойчивых и упорядоченных связей между элементами подсистемами во всех экономических, хозяйственных, социальных, научно-технических и прочих системах. Словом, это особое место вытекает из самого наличия структуры.

Российская структурная политика: между неизбежностью и неизвестностью

Методологические подходы к оценке и формированию структурной политики воспроизводства человеческого капитала для обеспечения стратегии устойчивого развития территорий Красноярского края в условиях диверсификации и технологической модернизации экономики Руководитель: Бухарова Евгения Борисовна Организация-заявитель: Конкурс социальных и гуманитарных исследований, разработок и инноваций, направленных на повышение качества жизни населения Красноярского края Объем целевого финансирования:

Однако уровень инновационной и инвестиционной активности в Карелии . инновационной и инвестиционной политики на структурные сдвиги в.

Цели и инструменты структурной политики По характеру производимой продукции отрасли и производства можно разделить на: Инновационные отрасли производят бытовую технику, новые виды энергии, вычислительную технику и пр. Инновационный тип развития — тип экономики, предполагающий постоянную разработку, освоение и использование научно-технических нововведений и технологий для повышения конкурентоспособности. Структурная политика — политика правительства, направленная на изменение типа экономики, ориентирование экономики на прогрессивные сферы деятельности.

При этом цели структурной политики относительно разных типов отраслей будут различаться. Общие цели структурной политики: Текущие краткосрочные цели структурной политики: Частные цели, цели относительно отдельных предприятий будут предполагать выполнение указанных выше задач, а также будут специализироваться в зависимости от типа производства. Наличие таких признаков экономической системы как устойчивость, стабильность, сбалансированность, равновесие не означает, что она находится в застывшем состоянии, не прогрессирует и не развивается.

Помимо показателей стабильности, экономика характеризуется показателями, отражающими степень ее развития экономический рост, растущий удельный вес инновационного продукта в ВВП, рост доходов населения, положительная динамика изменения уровня жизни и пр. Следовательно, структурная политика должна быть нацелена на прогрессивную структуру производства и потребления в условиях экономического роста.

Структурная трансформация экономики и инновационно-инвестиционная политика

В настоящее время национальная экономика переживает фазу структурно-инвестиционного кризиса. Развитие национальной экономики основывалось не на диверсификации ее структуры, а на продаже сырьевых ресурсов благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Основная причина нынешнего кризиса - это российская модель сырьевой экономики, которая построена на экспорте сырья и тем самым тотальной зависимости как от цен на сырье, так и от присутствия иностранных спекулятивных капиталов.

Кризис порожден системными причинами, которые заложены в национальной экономике. Это, прежде всего, фундаментальные недостатки структуры российской экономики и ее неразвитая финансовая система, а также отсутствие стратегической государственной концепции структурных преобразований экономики и эффективных механизмов инвестирования бюджетных средств для достижения экономического роста.

Понятие структурной политики государства стимулированием сбережений и инвестиционной активности в частном и государственном . инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в.

, , . . , . , - , . , , , . , , , , . В отечественной и зарубежной науке усиливается внимание к исследованию проблем регионализма в целом. Существует большое количество различных факторов, определяющих региональное пространственное развитие. Это, прежде всего, естественные отличия: В рамках анализа различий регионального развития отмечается, что существенное влияние на уровень и темы экономического роста оказывает не только начальный запас факторов производства и различия в производственных технологиях, но и ряд других не менее объективных факторов.

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Первоочередные меры будут направлены на реализацию существующих конкурентных преимуществ наличие незагруженных производственных мощностей, квалифицированного персонала, перспективных научно-технических разработок, высокого уровня платежеспособного спроса на продукцию в перспективных секторах экономики. В указанной программе особое внимание уделяется формированию инфраструктуры экономики.

Новая политика модернизации отраслей - естественных монополистов.

потери не являются итогом инновационного развития и замещения их новыми связана с распределением ресурсов (инвестиций, кадров) между . гг., а затем раскрыты в работе «Структурные проблемы экономики.

Принципы формирования и проведения структурной политики. Важнейшие задачи экономической политики, а именно задачи снижения негативных последствий фактической динамики развития экономики, активизации внутреннего потенциала национальной экономики, формирования целевой структуры экономики и социальной сферы, призвана решать структурная политика как стратегически необходимый компонент государственной внутренней политики. Под структурной политикой для целей настоящей работы понимается политика, направленная на поддержку отдельных видов экономической деятельности отраслевая политика , ориентированная на опережающее развитие отдельных регионов региональная политика , имеющая целью поддержку занятых в отдельных видах экономической деятельности специальные социальные программы.

Проведение целенаправленной и эффективной структурной политики в ее непосредственном соотнесении со стратегическими целями экономики имеет принципиальную важность, поскольку именно она способствует выходу на целевой тренд роста и формированию целевой социально-экономической конфигурации. Такая политика реализуется не только государствами, но и наднациональными образованиями, и демонстрирует эволюцию их приоритетов социально-экономического развития.

Как минимум на протяжении последних двадцати лет структурная политика, ее научное обоснование, практические механизмы, институты и регламенты претерпели значительную эволюцию. В то же время в России структурная политика как неотъемлемая часть внутренней социально-экономической политики пока развита крайне слабо. На практике существуют разработанные профильными министерствами и экспертными сообществами многочисленные отраслевые стратегии, а также стратегии развития социально-экономического развития субъектов РФ и федеральных округов, продвигаемые региональными властями.

Вместе с тем эти стратегии не сопрягаются на макроуровне и слабо связаны друг с другом и с Программой долгосрочного социально-экономического развития России, разрабатываемой Министерством экономики. Зачастую эти стратегии представляют собой самопрезентацию регионов РФ или производственных отраслей для внешних инвесторов или обоснование обращения к федеральным властям с целью предоставления бюджетных средств для развития, налоговых льгот или государственной поддержки в других формах.

Наконец, в связи с тем, что существующие региональные и отраслевые стратегии и концепции разнородны по структуре, целям, терминологии, предполагают значительную вовлеченность государства в их реализацию, но не формализуют права и ответственность сторон в процессе их реализации, включение таких программ в государственные документы стратегического планирования затруднительно или невозможно.

В этом контексте перспектива непосредственного включения структурных программ в генеральные стратегические программы, концепции развития России в целом напрямую увязана с вопросом изменения положения структурной политики во внутренней социально-экономической политике страны, с ее конкретизацией, достижением большей прозрачности, целенаправленности, с разработкой ее институциональной организации. Разработка и реализация государственной структурной политики — это единственно возможный путь как для достижения целевых показателей социально-экономического развития России, так и для консолидации целевых параметров всех поддерживаемых государством стратегий в единых стратегических документах планирования.

Раздел 5. Инвестиционная политика и структурная перестройка экономики

Решение этой проблемы связано с другой стороны с централизацией инвестиционного процесса, восстановлением управляемости им, обеспечением государственной поддержки инновационной деятельности, структурной перестройки промышленности. При проведении инвестиционной и структурной политики следует, с одной стороны, подержать проекты реорганизации и закрытия нежизнеспособных предприятий, а с другой, содействовать развитию производств, реализующих внешнюю функцию региональной экономики, функцию специализации последней.

Имеет смысл разработать программы структурной модернизации секторов региональной экономики, в рамках которых необходимо определить конкретные меры, стимулирующие интенсивность инвестиционных потоков частного происхождения.

реализации структурной политики региона в условиях инновационного пути регионов, предпринимателей в производственной и инвестиционной .

Таким образом, темп спада общих объемов инвестиций уменьшился более чем в три раза. Расчеты показывают, что для развертывания структурной перестройки и доведения темпов экономического роста до намеченных показателей за 4 года действия программы общий объем инвестиций в реальный сектор экономики должен быть увеличен до трлн руб. Прирост объема капитальных вложений, таким образом, должен составить трлн руб. Важной макроэкономической проблемой является установление оптимальной доли валового накопления в ВВП.

Дело в том, что структура используемого валового внутреннего продукта включает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, расходы на конечное потребление органов государственного управления, валовое накопление, чистый экспорт товаров и услуг. Казалось бы, для ускорения экономического роста необходимо увеличение накопления. Но увеличение фонда накопления сверх определенного уровня неизбежно ведет к задержке решения социальных проблем, в конечном счете к замедлению развития производства.

До определенного предела повышение накопления ведет к ускорению развития экономики, после чего наступает его обратное влияние на развитие производства: В такой интерпретации закон убывающей доходности справедлив только для данного времени и фиксированного инновационного потенциала. России в настоящее время такая экономическая закономерность не грозит. Выделяются две основные группы источников осуществления инвестиционного процесса: Существенные изменения претерпела за последние годы структура финансирования капитальных вложений.

Роль собственных средств предприятий возросла незначительно, в то же время произошло резкое снижение финансирования капитальных вложений из бюджетов всех уровней. Оценки столь резкого поворота государственной инвестиционной политики весьма расходятся, но все же нельзя расценивать ее безусловно положительно, как нельзя рассчитывать и на то, что собственные средства предприятий в состоянии стать источником инвестиционного подъема, на что делается расчет правительства.

ГЛАВА 8 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Структурная политика государства - это обоснование целей и характера структурных преобразований в экономике страны, определение комплекса мероприятий по поддержке развития тех структурных элементов. ЧЭС, обеспечивающих формирование и поддер имку рыночной экономики, а следовательно, и экономический рост и решение актуальных социально-экономических проблем.

Пассивная государственная структурная политика заключается преимущественно в созданной государством благоприятной правовой базы для конкуренции и свободного перелива капитала и ресурсов из одних отраслей, видов деятельности, регионов и т. Перелив капитала и ресурсов и, соответственно, структурные сдвиги изменение структуры в этом случае происходят вследствие изменений в нормах прибыли.

структурная политика». Российская для проведения структурной политики в России Сопоставление индикаторов инноваций по различным странам. Источники: Модель привлечения инвестиций в новые.

Развитие лесных отношений, непрерывное усложнение условий функционирования лесного сектора экономики заставляют искать новые и улучшать существующие методы совершенствования его структуры. К настоящему времени постепенно сложилась новая структура лесного сектора экономики, в которой имеются значительные диспропорции. Повышение уровня использования экономического потенциала лесопромышленного комплекса требует формирования структурной политики, которая позволила бы более рационально использовать имеющиеся природные и производственные ресурсы.

Структурная политика в лесном секторе является одной из важнейших составляющих национальной лесной политики и должна быть выделена как самостоятельный объект исследования. Целью таких воздействий становится обеспечение устойчивости развития экономики, пропорциональности в развитии различных экономических структур. Структурная политика имеет области пересечения с другими видами политики, однако является самостоятельной частью, одной из важнейших составляющих государственной экономической политики, которая тесно связана и активно взаимодействуют с инвестиционной, научно-технической, инновационной, промышленной, валютно-финансовой, региональной экономической политикой.

Структурная политика затрагивает все элементы экономической системы, что обусловлено наличием структуры, наличием устойчивых и упорядоченных связей между структурными элементами, она обеспечивает устранение диспропорций и сбалансированность всей структуры экономической системы. В этом и заключается ее важная роль и особое место в системе экономической политики государства, а также и основная проблема разработки. Так как структурная политика в той или иной степени затрагивает все типы структур экономики, то на всех этапах ее формирования и реализации используются различные методы исследования, анализа и политического воздействия.

Структурная политика в лесном секторе включает систему мер, направленных на формирование общегосударственных, внутриотраслевых, межотраслевых и региональных пропорций в экономике, необходимых для обеспечения сбалансированного развития лесного сектора экономики страны и регионов. Таким образом, структурная политика является важным компонентом национальной лесной политики, она играет особую роль в системе государственного регулирования экономики, поэтому задача ее разработки и реализации должна согласованно решаться на всех уровнях управления и базироваться на следующих постулатах:

Структурная и инвестиционная политика государства в современной экономике

Исходя из особенностей функционирования российской экономики в условиях политических и экономических санкций, установлены направления действий по снижению их негативных последствий. На этой основе сформулированы базовые положения структурной политики, ориентированной на повышение конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации. Указано на особую роль государства и государственного регулирования в период кризисной ситуации с целью ее преодоления и перехода к инновационному типу экономического развития Ключевые слова: В соответствии с этими тенденциями эффективность деятельности первичных хозяйствующих субъектов преимущественно определяется внешними, по отношению к национальной экономике, факторами.

Вместе с тем структурная политика не должна противоречить основной массированные государственные субсидии и инвестиции, которые Создание специальной системы поддержки для малого инновационного бизнеса.

Роль и место структурной политики Любая государственная политика в области экономики по своей сути отражает видение, понимание властными органами государства роли различных сфер жизнедеятельности человека, ее результатов, а также некоторых регулирующих экономических инструментов в достижении целей и решении основных задач развития общества в стратегическом и тактическом плане. Это видение закрепляется в нормативно-правовых актах и проявляется в практической деятельности государственных органов прежде всего исполнительной власти по регулированию социально-экономических процессов.

Государственная структурная политика является частью системной экономической политики. Следовательно, ее можно рассматривать в качестве подсистемы, которая тесно связана и активно взаимодействуют с инвестиционной, научно-технической, инновационной, промышленной, аграрной, валютно-финансовой и региональной политиками государства. При этом в совокупности государственных политик структурная политика занимает особое место. Оно обусловлено всеобщностью устойчивых и упорядоченных связей между элементами подсистемами во всех экономических, хозяйственных, социальных, научно-технических и прочих системах.

Словом, это особое место вытекает из самого наличия структуры. Структурная политика не только является важной относительно самостоятельной подсистемой в системе экономической политики, но и как бы получает свое развитие, конкретизацию в других политиках, составляя неотъемлемую часть содержания соответствующих законов и концепций. Поэтому структурную политику можно характеризовать как составную целостную часть социально-экономической политики.

Она выражает отношение государства к структуре и структурным преобразованиям как средству решения стратегических и тактических задач в экономике и социальной сфере, определяет цели, задачи, направления, а также механизм деятельности органов государственной власти. Эти цели и задачи состоят в установлении наиболее близких к оптимальным пропорциональных зависимостей и структурных связей между различными подсистемами и элементами во всех сферах, уровнях, воспроизводственных стадиях и процессах.

Степень оптимальности пропорций и структурных экономических построений оценивается с позиции критерия наивысшей, дифференцированной экономической эффективности функционирования рыночной экономики. Особая взаимосвязь складывается между структурной, инвестиционной и инновационной политиками. По существу первая в значительной степени определяется двумя последними, так как изменение тех или иных структурных связей, экономических пропорций производится прежде всего через количественные и качественные изменения основных компонентов каждого структурного элемента.

Европейские вузы трудоустраивают талантливых - real economy